Почему так сложно учить английский язык?
Многим детям учить английский язык сложно. И ведь самое удивительное, всем это «сложно» по-разному! Одним легко дается грамматика, а говорить не могут. А другие говорят без устали, но «лепят» по пять ошибок в каждом предложении. А кто-то говорит и хорошо, и правильно, но с таким ужасным русским акцентом, что за границей только в русскую мафию и запишут. Почему?
Я преподаю английский язык уже десять лет, работая с детьми и подростками. Удивительный навык, который разработался у меня за это время, – умение достаточно точно предсказать, судя по успехам в английском, успеваемость во всех других предметах. В этом эффекте кроется и сложность, и красота изучения языка.
Дело в том, что английский язык, в отличие от всех других школьных предметов, это не отдельный навык, а особое интегративное образование, вбирающее в себя все умения, требующиеся для изучения остальной школьной программы. Благодаря этому успешность в той или иной области языка служит, так сказать, «лакмусовой бумажкой» для других предметов.
Давайте посмотрим поближе.
· ГРАММАТИКА - это логическая сторона языка. Она требует хорошо развитого абстрактного мышления –
умения анализировать правила, видеть структуру, применять алгоритмы. Все эти качества развиваются в математике, химии и информатике. Следовательно, если ребенок не может понять правила и применить их, скорее всего, оценка по точным предметам невысока.
·
ЛЕКСИКА и ЧТЕНИЕ – два навыка, в которых нужно ассоциативное мышление, ведь мы запоминаем слова, связывая их с уже существующими в мозге коннотациями. Здесь нужны умения, развивающиеся на уроках литературы и истории: умение догадываться о значении по контексту, интерпретировать прочитанное, понимать причинно-следственные связи.
·
ФОНЕТИКА и АУДИРОВАНИЕ – навыки, прочно связанные с музыкой. И даже если такого предмета в школе нет,
по качеству акцента можно с легкостью понять, любит ли ребенок петь и может ли подбирать на слух мелодию,
есть ли у него слух. Ведь фонетика (и, как следствие, акцент) – это интонационный рисунок языка, здесь требуется умение слышать и точно воспроизводить услышанное.
БЕГЛОСТЬ РЕЧИ – уникальный для языка навык, связанный не только с мозговой деятельностью, но и с личностными характеристиками. Его можно связать с театральными склонностями и естественной экстраверсией. Умение и желание «думать на другом языке» коррелирует со способностью «думать как другой человек», вживаться в образ, экспрессивно выражаться и не бояться делать ошибку.
Как видите, чтобы преуспеть в изучении английского, нужно быть одинаково успешным во всем. А ведь это так сложно!
Но является ли это приговором? Вовсе нет!
В школе я не любила точные науки – математику, геометрию, физику, химию. И, как следствие, совершенно не понимала английскую грамматику – мне просто не хватало уровня абстрактного мышления. Но я долгое время компенсировала это любовью к литературе (следовательно, я быстро запоминала английские слова) и музыке (у меня неплохо получалось копировать британский акцент). Уже в старших классах, благодаря упорству и большому желанию, я смогла осилить грамматику и – о чудо! – мне стало гораздо проще разбираться в алгебре.
Так что подобный анализ – это всего лишь состояние дел на сегодняшний день, все можно изменить. Важно вовремя выделить проблемную область, обсудить ее вместе с ребенком и преподавателем и мотивировать на самосовершенствование.
Удачи в изучении английского!
Дарья Раскина (Wendy)
преподаватель ЯЦ Британия,
разработчик программ и ведущий методист.
Оставьте нам ваши контакты, и мы обязательно перезвоним вам!
Запишем вас на бесплатный демо-урок или на полноценный курс.